Каждый год старые танкеры изнашиваются и списываются, а большинство из них оказывается на верфях в Индии и Бангладеше, где рабочие за несколько рупий в день вступают в битву со стальной обшивкой с паяльными лампами в руках. Согласно статистике, в одной только Индии в течение последних десяти лет сотни рабочих стали жертвами взрывов и падений стали.
Архитекторы надеются изменить процесс утилизации, сфокусировав внимание на Ближнем Востоке — именно здесь деньги вкладываются в такие проекты, как искусственные острова в Дубае и новые небоскребов для Абу-Даби.
«Богатство, власть и культурное просвещение пришли в этот регион из-за нефтяной истории, — говорит голландский дизайнер Крис Колларис, автор концептуального дизайна. Но эта нефтяная история — или текущее ее состояние — можно видеть только в больших морях и крупных гаванях».
После работы над внутренней структурой мегатанкера, дизайнеры предлагают превратить его в просторную площадку с музеями, магазинами, и даже жилыми районами с парковой зоной на верхней палубе. Несмотря на нестандартное решение и оптимистичный настрой команды архитекторов, очистка от токсичных отходов может стоить порядка 1 миллиона долларов с учетом текущих процессов переработки, и варьируется в зависимости от размеров судна. «Демонтаж и очистка танкера от деталей, которые не будут использоваться в дальнейшем, займет большую часть времени строительства», — подчеркивает Крис, по словам которого утилизация за счет повторного использования того же объекта гораздо более экологически чистый процесс, чем утилизация стали для строительства новых судов.
Авторы концептуального дизайна воспринимают этот процесс как новый символ грядущих изменений на Ближнем Востоке. В 2000 году бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии предсказал грядущий конец эпохи нефти: «Через 30 лет будет огромное количество нефти и не будет покупателей. Нефть останется в земле. Каменный век закончился не потому, что у нас не было камней, и нефтяной век подойдет к концу не потому, что мы испытываем недостаток нефти».